Play-to-Earn – скоротечный хайп или будущее игр? Часть 1 - Игры / Хайпы / Краны - CryptoTalk.Org Jump to content
Вникаю в блокчейн

Play-to-Earn – скоротечный хайп или будущее игр? Часть 1

Recommended Posts

Авторская статья геймера-манимейкера. Автор Glebasta Research. Редактор Вникаю в блокчейн

 

Март 2021 года, душная аудитория питерского вуза. Мой друг-манимейкер рассказывает очередную тему как можно заработать. На этот раз криптоигра – купи трёх монстров, бейся ими на арене с другими игроками и за это будут платить в токенах проекта. Окупаемость вложений примерно месяц. Звучало сомнительно, да и вход в игру на тот момент стоил 600 баксов, я принял решение немного подождать.

 

Проходит примерно четыре месяца, и… покупаю себе трёх персонажей из криптоигры Axie Infinity на общую сумму 1000 долларов. Залетел на хаях, как говорится😅

 

С тех пор прошло около года, сектор Play-to-Earn сильно вырос, сейчас его капитализация составляет примерно 16 млрд долларов.

photo1651579286-1.thumb.jpeg.8a7f4df5563ab40d1c3e02d50280bb40.jpeg

В статье расскажу о своём опыте взаимодействия с NFT-играми. На примере трёх наиболее запомнившихся проектов разберу преимущества, недостатки и попробую составить прогноз о будущем развитии Play-to-Earn.

Опыт игры в CryptoBlades

 

Начну с CryptoBlades, как самого показательного примера того, какой не должна быть криптоигра. А всё потому, что игрой это можно назвать лишь с огромной натяжкой – по сути, никаких игровых механик в этом проекте не было.

 

Изначально игра работала в Binance Smart Chain, затем добавили поддержку ряда других блокчейнов. На 19 апреля капитализация проекта составляет 4,5 млн долларов или 1219 место в рейтинге coinmarketcap. Однако, эти данные могут не отражать реальность, поскольку в августе 2021 разработчики приостановили вывод SKILL из игры, искусственно занизив давление продавцов на цену. SKILL – это нативный токен проекта, в котором выплачивалась награда за победы в боях.

 

Чтобы играть надо было купить NFT-персонажа и оружие (2 разных NFT). Они хранились в кошельке MetaMask, отображались как токены в сети BSC.

 

photo1651579286-2.thumb.jpeg.5139bb39c14c8b8a04a4c6501b5e17a8.jpeg

Далее выставляем персонажа на бой путём подписания транзакции в кошельке. Но боя как такового не было – победитель определялся автоматически, используя механику по типу «камень-ножницы-бумага». Вот и весь игровой процесс.

 

Я успел зайти в игру в конце июля 2021 примерно за 150$, купив на эту сумму самого персонажа и меч. Зарабатывал двумя способами:

 

- получение токенов SKILL за победы в боях;

- продажа персонажа сразу после его минта (в игре можно было создать персонажа за определённое количество SKILL) на внутреннем маркетплейсе игры. Некоторое время floor-цена на маркете превышала цену минта, что позволяло эффективно спекулировать. На сторонних маркетах  NFT не торговались.

 

Свои вложения отбил за несколько дней а и заработал сверху 200 долларов, с учётом продажи персонажа. Сам же проект был в тренде всего лишь несколько недель. SKILL на хайпе пропампили до 150 долларов и потом также резко спустили до 10 баков. Одна из причин – слабая токеномика проекта.

 

Для выплаты наград игрокам предназначалось всего 20% эмиссии (200 тысяч монет). При этом, разработчики заявляли, что уже в июле в день было 75 000 активных игроков. На пике, один персонаж за один бой мог заработать примерно 0,06 SKIL. Получается в день на награды уходило минимум 4500 SKILL. Это из расчёта 1 игрок = 1 персонаж= 1 бой, а некоторые игроки делали целые фермы. Отсюда вывод, что монеты в пуле для наград быстро закончились.

 

Постепенно награды урезались, а в конце августа игра перестала начислять SKILL за победы и приостановила вывод токенов в MetaMask. На сегодняшний день в плане заработка игра не актуальна. Разработчики создали новую похожую игру с другим токеном – KING, предоставив возможность конвертации SKILL в KING.

 

Впечатление. Полное отсутствие игровой механики и слабая токеномика. Есть ощущение, что изначально разработчики искусственно завысили количество выплачиваемых за победы SKIL, что привело к хайпу, но и быстрому израсходованию пула наград.

Опыт игры в Thetan arena

 

Команда разработчиков Wolffun Game взяли свою же готовую игру с несколькими миллионами скачиваний в Google Play и App Store – Heroes Strike, приправили все соусом под названием «плохая криптоэкономика» и сделали Thetan arena. Получилась мобильная игра в жанре MOBA (многопользовательская онлайн боевая арена) с механиками Play-to-Earn и NFT.

 

Проект работает на блокчейне Binance Smart Chain. По капитализации занимает 403 место в рейтинге coinmarketcap. Самым крупным инвестором была вездесущая Animoca Brands.

 

Нативные токены: THG и THC.  THG – токен управления проектом. В THC выплачиваются награды за участие в боях.

 

Изначально я холдил THG в течение полутора месяцев до запуска игры. Далее купил легендарного персонажа, приобретя бокс стоимостью 1000 долларов на сайте проекта за несколько недель до релиза. К моменту старта игры перс, выпадавший из легендарного бокса, торговался на маркете свыше 2000 долларов. Продать его в тот момент было бы лучшим решением, однако я решил играть.

 

photo1651579286-3.thumb.jpeg.3fce2155f50134870c0086f88d9a02eb.jpeg

 

Заработок в игре основан на получении наград в токенах THC за победу в боях. Основная особенность – необходимо играть в команде, поэтому наилучшим вариантом стал собрать друзей и весело провести время, зарабатывая THC.

 

Бои проходят на арене, в режиме реального времени, 4 на 4. У каждого персонажа свои способности (ближний либо дальний бой, запас брони и тд), которые надо комбинировать в команде, чтобы достичь победы.

 

У персонажа есть максимальный запас игр, в которых он может зарабатывать THC. Поэтому важен показатель винрейта, поскольку при проценте побед менее 50% от общего числа боев, перс мог не окупиться. Для моего легендарного каратиста данный показатель составлял 769 игр – в день 12 игр, в которых можно получать THC за победы.

 

За первые три дня я полностью окупил своего перса. На вырученные средства приобрёл ещё троих, которые окупились лишь на 30%. После израсходования запаса игр для заработка THC, эти персы не представляют ценности и остались лежать у меня в кошельке. Таким образом, необдуманное реинвестирование не позволило максимизировать прибыль, но позволило извлечь урок о необходимости фиксации прибыли в стейблкоинах.

 

Далее, за три недели удалось наиграть токена приблизительно ещё на 1200$, и даже чудом продать перса за 800$. Представляю эмоции человека, который купил его за 800$, а через неделю он стоил уже 80 долларов.

 

В итоге заработал примерно 2300$ за месяц игры. Лучше было просто флипнуть (быстро перепродать) перса до старта игры, сэкономил бы время и нервы.

 

На апрель 2022 года персонажи продолжают торговаться на внутриигровом маркете. Сейчас стоимость персонажей легендарного уровня с полным запасом игр начинается от 135$.

 

Впечатление. У игры высокий уровень вовлечённости в игровой процесс - это плюс в сравнении с предыдущей. Но также проблема с экономикой. Без механик воспроизводства ценностей внутри игры игроки просто зарабатывают THC, выводят и продают их, не привнося дополнительной ценности. Думаю, что это основная причина, по которой стоимость THC и NFT персов с каждым днём падали все ниже и ниже от своих пиковых значений.

 

Опыт игры в Axie Infinity

 

Самая известная и фундаментальная игра в P2E. На апрель капитализация составляет примерно 2,79 млрд долларов. У проекта есть известные партнеры и инвесторы, в том числе игровая студия Ubisoft, инвестиционные фонды A16Z и Animoca Brands.

 

Изначально игра разработана на Ethereum, затем перешла на разработанный её командой блокчейн Ronin, в котором комиссии существенно ниже.

 

Токены

 

У Axie Infinity есть 3 «обычных» токена и NFT. Подробнее о каждом из них.

 

AXS – это нативный токен, см функцией управления (согласно whitepaper). Однако, на сегодня как такового DAO в игре не существует.

 

AXS используют для бридинга (скрещивания) двух Аксей с целью получения нового монстра Акса с уникальным набором характеристик, основанных на характеристиках его родителей. При появлении третьего монстра, первые два также остаются у нас.

 

AXS можно заработать за топовые места в турнирной таблице по окончании сезона (размер наград и призовые места определяют разработчики перед каждым сезоном). С октября 2021 появилась возможность стейкинга AXS на сайте проекта и на сторонних площадках, например на Binance.

 

В токене SLP выплачиваются награды за победы на арене. Также SLP сжигаются в процессе скрещивания Аксей.

 

RON необходим для оплаты комиссии в сети Ronin. Для подключения к игре необходимо установить кошелёк Ronin в виде расширения в браузер или как мобильное приложение. Внутри игрового процесса блокчейн не используется, транзакций нет. На блокчейне работает маркет и хранятся токены: NFT, AXS, SLP, RON.

 

NFT Axies – сами монстры. Они хранятся в кошельке Ronin в виде NFT формата ERC-721. Монстры торгуются на внутреннем маркетплейсе игры и на OpenSea.

 

photo1651579287-4.thumb.jpeg.2a30dce6116bbed100494f03367ffb95.jpeg

NFT Land Plot. Существуют уже несколько лет, торгуются на внутреннем маркете игры по цене от 3000 долларов за участок, однако на текущий момент никак не используются. В планах разработчиков расширить геймплей, чтобы на землях могли жить Аксики, собирать ресурсы и крафтить их для использования в боях. Недавно разработчики обмолвились о введении в будущем стейкинга земель.

 

NFT Land Item – это дополнительные предметы для земель: деревья, фонари, статуи. Пока неясно как именно они будут использоваться.

 

Игра
 

В июле 2021 купил трёх Аксиков примерно за 1000$.

 

photo1651579287-5.jpeg.8d9dfd025d6961aa25953371ec33d6da.jpeg

 

Мои Аксики не были самыми сильными персонажами в игре. И они больше никогда не стоили так дорого как в день покупки – их цена на маркетплейсе упала примерно в 8-10 раз по состоянию на апрель 2022 года.

 

Механика игры достаточно простая. Выставляешь на бой Аксей и каждый ход выкидываешь карты своих монстриков. Они бьют вражеских Аксей и наносят урон. Задача выбить всех трёх Аксей противника. За победы получаешь токены SLP – чем выше рейтинг, тем больше награды. Раз в две недели есть возможность выводить SLP из игры на кошелёк Ronin и далее на Бинанс.

 

Аккаунт окупил примерно за 3 месяца. В первый месяц 500 долларов, второй – 350, третий – 250, четвёртый – 100 долларов. В ноябре зафиксировал небольшой профит, тех пор больше не продавал SLP – коплю в ожидании предстоящих обновлений в игре и вероятного пампа. Возможно, это ошибочное ожидание, поскольку такие игровые монеты с бесконечной эмиссией следует продавать каждый раз, как это представляется возможным.

 

На текущий момент можно создать команду из трёх Акси примерно за 90-150$. Это будут достаточно играбельные Аксики на высокий рейтинг. Возможный заработок с одной команды приблизительно 1-2$ в день.

 

Вероятность потери своих питомцев существует только в случае атаки на кошелёк со стороны мошенников или бана разработчиков за абуз игры. Потеря Аксей в результате геймплея невозможна – они умирают лишь в рамках одного боя.

 

Впечатление противоречивое. Зарабатывать бесконечно дешевеющую монету трудно, когда залетаешь на вершине хайпа, и при этом геймплей достаточно быстро успевает надоедать. От скуки может спасти частая смена своих Аксей на других с другими картами, что позволяет немного освежить ощущения от игрового процесса.

 

Но несмотря на обесценивание токенов, стоит отдать должное разработчикам, которые продолжают усердно работать над проектом. В будущем ожидаются нововведения, которые положительно скажутся на игровом опыте и, вероятно, на заработке.

 

Преимущества и недостатки P2E

 

Первый недостаток игр P2E – скудный игровой процесс, отсутствие сюжетных линий и слабая графика уровня нулевых годов. Из-за этого в криптоигры играют в большинстве своём манимейкеры, у которых в отличии от геймера главная цель заработок токенов, а не сама игра.

 

После успеха Axie Infinity огромное количество разработчиков  быстро смекнули, как по-быстрому заработать и начали клепать ужасные по качеству игры со слабой экономикой. Некоторым удалось «выстрелить», заработать самим и дать другим, но на текущий момент индустрия переполнена шлаком и нуждается в «свежей крови» – играх, в которые будет интересно не только зарабатывать, но и играть.

 

Наличие игровых механик высокого уровня вовлекающих в игру, является обязательным для долгосрочной устойчивости проекта. Это будет положительно влиять на цену внутриигровых активов независимо от прибыльности игры. Люди должны покупать NFT, в первую очередь не с целью заработать, а чтобы играть, выделяться на фоне других игроков крутыми скинами своих персонажей и прочей косметикой. А возможность заработка должна быть приятным бонусом к интересному геймплею.

 

Ещё один недостаток P2E – это неустойчивость экономики в средне и долгосрочной перспективе. Обидно покупать NFT за 1000 долларов, а продавать за 10. Такая тенденция отталкивает новых пользователей от входа в игру, потому что нет уверенности в том, что очередное дно на графике не будет пробито.

 

Экономика многих действующих игр очень проста – купи NFT и получай бесконечно обесценивающуюся монету с надеждой окупиться. Как только рост игроков прекращается, экономика рушится. Пример динамики курса токенов рассмотренных нами P2E игр:

 

photo1651579287-6.thumb.jpeg.6c848290ca26fe1a21d7e8e0cb760693.jpeg

Везде наблюдаем одинаковую картину – взрывной рост и последующее обесценивание нативных токенов и NFT в течение нескольких месяцев. Кто-то успел заработать, кто-то больше потерял. Такая модель неустойчива в долгосрочной перспективе и новым играм придётся изобрести нечто новое, чтобы привлечь игроков и инвесторов не сиюминутной выгодой, а на длинную дистанцию.

Преимущества

 

Главная преимущество – возможность заработка. Если ранее это была прерогатива лишь немногих наиболее успешных и профессиональных геймеров, то с появлением P2E заработок на играх может стать массовым.

 

Яркий пример – филиппинцы, зарабатывающее на жизнь в Axie Infinity и других играх. Экономика региона сильно пострадала в результате пандемии, и в тот момент люди открыли для себя мир P2E. Сейчас это явление на Филиппинах стало настолько массовым, что налоговая потребовала уплаты налогов от дохода в игре.

 

P2E дала возможность игрокам владеть своими цифровыми предметами: персонажами, скинами, оружием, и прочим в виде NFT. В традиционной игровой индустрии любой внутриигровой предмет – это собственность разработчика, торговля которым на вторичном рынке формально запрещена. В секторе криптоигр торговля игровыми предметами наоборот поощряется. Они хранятся в виде NFT в кошельке игрока; он может его продать или подарить.

 

В заключение

 

Идея играть и зарабатывать получила сильный отклик у пользователей, инвесторов и разработчиков. Это можем видеть по росту числа проектов и капитализации сферы P2E.

 

Сейчас основная модель заработка в P2E криптоиграх заключается в покупке NFT и получении токенов за определённые игровые действия. Дальше идёт их продажа/перепродажа – игроки зарабатывают и выводят, не привнося дополнительного воспроизводства ценностей внутри игры.

 

Больше шансов на устойчивость имеют те P2E игры, где можно внедрить механики воспроизводства ценностей: коллекционирования, крафта, сбора ресурсов и пр. Без них сложно построить работоспособную в долгосрочной перспективе экономику.

 

Во второй части статьи рассмотрим какие есть направления развития P2E и несколько новых наиболее ожидаемых криптоигр.

 

Автор Glebasta Research. Редактор Вникаю в блокчейн
 

***
 

В нашем Телеграм-канале публикуем анонсы новых статей выходящих на Дзене и Medium, а также наблюдения, которые показались интересными, но вышли за тему еженедельной статьи.

 

Подписывайтесь на каналы и читайте про криптовалюты.


Эту статью также можно прочитать на моём канале в Яндекс.Дзен: https://zen.yandex.ru/media/id/5c47276e03922200ad73482d/playtoearn--skorotechnyi-haip-ili-buduscee-igr-chast-1-626cb3f65822e76d965fedd8?&

Edited by Вникаю в блокчейн
  • +3 1
  • +4 1
  • +5 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
3 hours ago, Вникаю в блокчейн said:

Автор Glebasta Research

есть желание поблагодарить за обзор - чего и делаю...

хотелось бы отметить пару нюансов

4 hours ago, Вникаю в блокчейн said:

Обидно покупать NFT за 1000 долларов, а продавать за 10

дык - в реальной жизни ещё хуже... покупаешь комп - он через некоторое время устаревает, покупаешь новый, а старый, скорее всего, фиг продашь... иными словами - нормальное явление в действующей экономике...

ну, а чтобы она действовала, необходимо постоянное обновление (контента, шмоток, итп)... особенно это касается PvE игр - здесь разработчикам надо пахать и пахать, чтобы не упасть в яму вместе со своим токеном...

другое дело - PvP... разумеется, без элемента случайности не обойтись, но главное  - чтобы рулили голова и\или руки игрока... получение награды за победу в бою - самый эффективный стимул и для самосовершенствования, и для прокачки перса, и для покупки лучшего шмота...

именно PvP - мне кажется, будущее крипто-игр... два оппонента поставили на кон, сразились - и победитель забрал банк (отстегнув комиссию разрабам)... кстати, примерно так играют в шахматы, карты, и прочая, и прочая... такая экономическая модель может работать сколь угодно долго...

а если всё это окружить элементами RPG, крафтом и иными вкусностями, чтоб процесс был интересен - вообще лепота

  • +2 1

Tonarchy - это MMO RTS stake-to-play игра на блокчейне TON... готовимся покорять Вселенную

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
On 04.05.2022 at 06:47, nameport said:

есть желание поблагодарить за обзор - чего и делаю...

хотелось бы отметить пару нюансов

дык - в реальной жизни ещё хуже... покупаешь комп - он через некоторое время устаревает, покупаешь новый, а старый, скорее всего, фиг продашь... иными словами - нормальное явление в действующей экономике...

ну, а чтобы она действовала, необходимо постоянное обновление (контента, шмоток, итп)... особенно это касается PvE игр - здесь разработчикам надо пахать и пахать, чтобы не упасть в яму вместе со своим токеном...

другое дело - PvP... разумеется, без элемента случайности не обойтись, но главное  - чтобы рулили голова и\или руки игрока... получение награды за победу в бою - самый эффективный стимул и для самосовершенствования, и для прокачки перса, и для покупки лучшего шмота...

именно PvP - мне кажется, будущее крипто-игр... два оппонента поставили на кон, сразились - и победитель забрал банк (отстегнув комиссию разрабам)... кстати, примерно так играют в шахматы, карты, и прочая, и прочая... такая экономическая модель может работать сколь угодно долго...

а если всё это окружить элементами RPG, крафтом и иными вкусностями, чтоб процесс был интересен - вообще лепота

Если будет желание обсуждать p2e и крипто в целом, пишите в Телеграм. К каналу привязан чат. Там есть и автор статьи. Здесь на форуме материалы публикует коллега, я и Glebasta практически не появляемся

Share this post


Link to post
Share on other sites

P2E такая же очередная оболочка для нагрева аудитории и тренда. Раньше были ICO IDO куда людей загоняли, хайпы, матрицы, экономические игры, потом пошли крипто хайпы, dex/defi помойки, теперь nft игры и P2E M2E в целом. В следующем году ещё куда нибудь загонят, придумают.

  • +1 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

А  на мой вид это необычно когда ты играешь и получаешь деньги. Темболее ты как стример они ж донаты получают. А что в этом плохого, а на счет людей и куда придумают, но это все понятно но от нас же зависит сделать вклад в любой проект или нет. Я вот выделил два правила в таких проектах 
- выводи минималку 
- заходи на старте проекта 

Edited by Akella91

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...